4.

 

                    МОДЕЛЬ МИРОЗДАНИЯ

                      (реконструкция учения)

 

    Насколько, однако, прав был Симпликий, называя Фалеса безбожником? Разве отказ от положений мифологической космогонии подразумевает неизбежность отрицания предопределяющего значения  божественной воли? Согласно одной из легенд, у Фалеса спросили, что есть божество? «То, у чего нет ни начала, ни конца», – отвечал мудрец71. Судя по всему, речь может идти скорее о своеобразной интерпретации роли Высшего Разума, создателя космоса, аккумулирующего его энергию в первооснове, своего рода исходном материале. Свойства этого материала и особенности его взаимодействия с различными субстанциями материального мира, подчиняясь уже исключительно законам природы, воспроизводят условия для зарождения жизни, обеспечивают разнообразие её форм, цикличность видимую и скрытую. Очевидно, что Бог для мыслителя начинается там, где исчерпываются возможности рационального познания: «Прекраснее всего – космос, ибо он творение Бога»72. Наделяя душой все предметы, так или иначе способные сообщать различные формы движения окружающему – от его внимания не ускользнул даже магнит – космос он считал одушевлённым и полным божественных сил73, а следовательно душу как таковую – их вечным проводником к созиданию. Однако, «Старше всех вещей – Бог, ибо он не рождён»74, – считать подобного рода взгляды атеистическими, было бы, по меньшей мере, нелепо.

    Небесная сфера разделена на пять кругов (поясов): один из них называется арктическим и всегда видимым, другой – летним тропиком, третий – [небесным] экватором, четвёртый – зимним тропиком, пятый – антарктическим и невидимым. Так называемый зодиак наискось накладывается на три средних круга, касаясь всех трёх. Всех их – с севера на юг – пересекает мередиан75. Звёзды и Луна, отражающая свет Солнца76, состоят из земли77, землистого состава и само Солнце, а солнечные затмения происходят, когда Луна, по природе своей землеобразная, проходит под ним по отвесной линии78, то есть солнце затмевается Луной79. Земля же находится в центре вселенной80, покоясь на воде81 и оставаясь неподвижной потому, что плавает как дерево или какое-нибудь другое подобное вещество82. То есть, земной круг поддерживается водой и плавает наподобие корабля, а когда говорят, что Земля трясётся, то она на самом деле качается на волнах по причине подвижности воды83. Так возникают землетрясения, вихри и движения звёзд84. Лишь провидение проникает вплоть до крайних пределов космоса и ничто от него не ускользает, даже малейшее85, и всё произрастает и течёт в ладном согласии с природой предка-родоначальника, от которого всё произошло86.

    Двигательным началом является душа87, бессмертная88, вечнодвижущаяся (или самодвижущаяся) субстанция89. (Интереснейшим образом в контексте этих тезисов выглядит сообщение Геродота: «Египтяне также первыми стали учить о бессмертии человеческой души. Когда умирает тело, душа переходит в другое существо, как раз рождающееся в тот момент. Пройдя через [тела] всех земных и морских животных и птиц, она снова вселяется в тело новорожденного ребёнка. Это круговращение

 продолжается три тысячи лет. Учение это заимствовали некоторые эллины как в древнее время, так и недавно. Я знаю их имена, но не называю»90. И кого же именно имел в виду Геродот?) Душа по природе своей – вода, поэтому и магнит притягивает железо, так как состоит из воды91. Вселенная одушевлена, а Бог – это ум космоса92, который приводит воду в движение93, и поскольку душа имеется во всех важнейших и величайших частях космоса, не стоит удивляться тому, что промыслом Бога являются прекраснейшие дела94. Таким образом, начало всех вещей – вода, Бог же и есть тот ум, который создал всё из воды95, поэтому элементарную влагу пронизывает божественная сила, приводящая воду в движение96. Влажное вещество, с лёгкостью преображаясь во всевозможные тела, принимает пёстрое многообразие форм, являясь наипричиннейшим элементом97. Так тёплое живёт за счёт влажного, потому что всякая пища пропитана соками, ни одно существо не может существовать без воды: из чего оно состоит – тем и питается98. Выпадая в осадок и превращаясь в ил, вода обращается в землю99, а умирающее высыхает100, поэтому тела умерших следует закапывать, дабы они могли разложиться во влагу101 и вновь обрести жизнь.

    Итак, первоначалом всего сущего Фалес считал воду, во всех явлениях природы видел видоизменение этого основного элемента. «Большинство первых философов, – писал Аристотель, – считало началом всего одни лишь материальные начала, а именно то, из чего состоят все вещи, из чего как первого они возникают и во что как в последнее они, погибая, превращаются, причём сущность хотя и остаётся, но изменяется в своих проявлениях, – это они считают элементом и началом вещей. … Относительно количества и вида такого начала не все учили одинаково. Фалес – основатель такого рода философии – утверждал, что начало – вода (потому он и заявлял, что земля находится в воде); к этому предположению он, быть может, пришёл, видя, что пища всех существ влажная и что само тепло возникает из влаги и ею живёт (а то, из чего всё возникает, – это и есть начало всего). Таким образом, он именно поэтому пришёл к своему предположению, равно как потому, что семена всего по природе влажны, а начало природы влажного – вода»102.

    С критикой учения ионийцев выступал Аристотель, с критикой критики – Симпликий Киликийский103, Ипполит104, Иоанн Филопон, и многие другие.

    Широко распространённому в Греции в его время религиозно-мифологическому учению орфиков, считавших источником жизни серебряное яйцо мира, Фалес противопоставил модель мироздания, основанную на систематических наблюдениях за состоянием материи, как первопричинного элемента. Так было положено начало бесчисленным попыткам человека постичь природу Вселенной, тайну происхождения жизни и законы её развития посредством ключевого метода рационалистического мышления – анализа причинно-следственных связей. И пусть несовершенство его, с точки зрения современных научных дисциплин, вполне очевидно, представление о том, какого титанического свойства преграды преодолевала логика мыслителя, реализуя самопровозглашённое право следовать указаниям разума, вызывало, и будет вызывать, наше восхищение.

Конструктор сайтов - uCoz