ПРИМЕЧАНИЯ И КОММЕНТАРИИ

 

1 Платон. Теэтет, 173с

2 Плутарх. О сообразительности животных. 16, 971, а-с.

3 Диоген Лаэртий. I, 37. Изречение, приписываемое Фалесу.

4 Геродот. I, 170.

5 Диоген Лаэртий - историк философии, собравший уникальный свод свидетельств о жизни и учениях  греческих мыслителей, основанных на письменных свидетельствах и устной традиции. По всей видимости, жил во II - III вв. н. э.

6 Кадм - в греческой мифологии Агенор - финикийский царь, отец Кадма. Последнему же традиция приписывает основание крепости Кадмея (Фивы) и введение в Греции финикийского алфавита.

7 Диоген Лаэртий. I, 22

8Диоген Лаэртий. I, 22.

9Геродот. IX, 97.

10 Симпликий Киликийский (ок. 490-560 г.) - философ-неоплатоник, представитель Афинской школы. До 529 г. преподавал в Платоновской академии, затем выехал в Персию, вернулся около 533 г.

11 Симпликий. Комментарий к «Физике» Аристотеля, 23.

12 по Диогену Лаэртию этими источниками являются сообщения Геродота, Дуриса и Демокрита.

13 Дурис (Duris) - греческий историк (340-270 гг. до н. э.), автор Истории в 26 книгах, в которой он описал период с 359 по 281 г.

14 Диоген Лаэртий. I, 22

15 Отсчёт олимпийским играм ведут от 776 г. до н. э.

16Кирилл Александрийский. Против Юлиана. I, 12.

17Диоген Лаэртий. I, 25-26.

18 Цифры приведены по Диогену Лаэртию (I, 37-38).

19 Евксинский Понт - совр. Чёрное море

20 Пропонтида - Мраморное море.

21 Страбон. XIV, I, 6

22 Геродот. V, 28

23  Гомер. Илиада. II, 647.

24  Сарпедон - мифический вождь критян, упоминаемый также Гомером в «Илиаде».

25 Страбон. XIV, I, 6.

26 Фукидид. История. I, 12, 4.

27 Диоген Лаэртий. I, 27

28  Геродот. I, 20

29 Геродот. III, 48-53

30  Геродот. V, 92

31 Плутарх. Пир семи мудрецов, 2

32 Фукидид. I, 17.

33 Геродот. I, 170

34 Элиан. Пёстрые истории. 3, 17.

35 Геродот. I, 17-18.

36 Геродот. I, 21-22).

37 Диоген Лаэртий. I, 23.

38 в качестве основания служит предание о предсказании Фалесом солнечного затмения 585 г. до н. э.

39  Страбон. I, I, 18

40 Платон. Теэтет, 173 с - 174 b

41 Геродот. I, 74

42 Плиний. Естественная история. II, 53.

43 Геродот. III, 48.

44  Геродот. III, 44.

45 Плутарх. О демоне Сократа, 6

46 под «этими людьми» Страбон подразумевает египетских жрецов, с которыми, по его утверждению, Платон и Евдокс провели 13 лет.

47 «истинный год» у египтян подразумевал прибавление к 12 месяцам 5¼ дня, как свидетельствует о том Диодор (I, 50)

48 Страбон. XVII, I, 29.

49  Геродот. II, 178.

50 Псаммитих I - фараон XXVI (cаисской) династии, правивший в Египте с 664 по 610 г.

51  имеется в виду город Каноб, который, по указанию Страбона, находился в 120 стадиях от Александрии.

52  Страбон. XVII, I, 18.

53  Плутарх. Пир Семи Мудрецов, 2

54  Сенусерт III - фараон эпохи Среднего царства, период его правления датируют с 1878 по 1841 г. до н. э.

55  Геродот. II, 109.

56  Прокл. Комментарий к Евклиду. 65, 3-11.

57  там же. 157, 10-11.

58  там же, 250, 2.

59  там же, 299, 1-4

60  там же, 352, 14-18. 

 

61  цитируемого здесь Плутарха, в свидетельстве об измерении Фалесом пирамиды несколько опережает Плиний, пересказывая в «Естественной истории» тот же сюжет (Плиний. XXXVI, 82).  

62  Плутарх. Пир Семи Мудрецов, 2

63 Диоген Лаэртий. I, 23.

64  такие свидетельства находим у Плутарха (Об Исиде и Озирисе), у Иосифа Флавия (Против Апиона), Ямвлиха и др. авторов.

65 Страбон. XVII, I, 29.

66 там же.

67 Диоген Лаэртий. I, 24.

68 там же, I, 23.

69  Гигин. Астрономия. II, 2.

70 Апулей. Флориды. 18.

71  Диоген Лаэртий. I, 36.

72 Диоген Лаэртий. I, 27

73 Аристотель. О душе. I.V, 411а, 7.

74 изречение, приписываемое преданием Фалесу. Диоген Лаэртий. I, 35.

75 в приведённой «структуре» в начале V в. н. э. Стобей, автор известной нам «Антологии», видит  концепцию устройства небесной сферы, являющуюся, по его мнению, точкой зрения общей для Фалеса и Пифагора (Стобей. О смеси и слиянии. II, 12, 1). Здесь и далее реконструкция учения Фалеса производится на основе отдельных фрагментов-свидетельств о нём, приводимых без кавычек, но со ссылкой на соответствующий источник.

76 Мнения философов. Стобей. II, 27, 5.

77 Мнения философов (Стобей), II, 20, 9 и II, 25, 8.

78 там же, II, 24, 1.

79 Оксиринхский папирус, 3710, cтб. II, 36-43. 

80 Мнения философов (Псевдо-Плутарх), III, 11, 1.

81 Симпликий. Комментарий к «Физике» Аристотеля, 23.

82Аристотель. О небе. II, 13, 294a

83 Сенека. Естественнонаучные вопросы. III, 14.

84 Ипполит. Oпровержения всех ересей, I, 1.

85 Иоанн Филопон. Комментарии к Аристотелю, с.86, 13 (цит. по изд. «Фрагменты

 древнегреческих философов»).

86 Ипполит. Oпровержения всех ересей, I, 1.

87Аристотель о теории Фалеса (О душе. I, 2, 405a, 19).

88 Диоген Лаэртий. I, 24.

89 Мнения философов. IV, 2, 1.

90 Геродот. II, 123.

91   Иоанн Филопон. Комментарии к трактату Аристотеля «О душе», с.83, 13

92   Мнения философов. I, 7, 11 (Стобей. Что есть Бог?).

93   Иоанн Филопон. Комментарии к трактату Аристотеля «О душе», с.83, 13

94   Плутарх. Пир семи мудрецов, 21.

95   так представлял себе Цицерон одно из основных положений учения Фалеса о первооснове (Цицерон. О природе богов, I, 10, 25)

96   Мнения философов. I, 7, 11 (Стобей. Что есть Бог?).

97   Гераклит-Аллегорист. Гомеровские вопросы, 22.

98   Симпликий. Комментарий к «Физике» Аристотеля, 23.

99   Гераклит-Аллегорист. Гомеровские вопросы, 22.

100 Симпликий. Комментарий к «Физике» Аристотеля, 23.

101 Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия, XI, 186.

102 Аристотель. Метафизика. III, 983 b

103 Комментарий к «Физике» Аристотеля, 23.

104 Опровержение всех ересей. I, 1.

105 Геродот, I, 28.

106 Геродот, I, 26.

107 Геродот. I, 71.

108 Геродот, I, 53.

109 Диоген Лаэртий, I, 24.

110 Геродот. I, 30-33.

111 Геродот. I, 71.

112 Геродот. I, 75.

113 Дата приведена по изданию «История Востока», Т. 1, РАН, М., 1999, с. 291.

114  гимнический агон - состязания атлетов.

115 Диоген Лаэртий. I, 39.

116 Геродот. I, 86. Свидетельство Геродота о казни Креза, с точки зрения его достоверности, не является однозначным по причине большого количества сопутствующих ему деталей мифологического характера: костёр разгорается и, будто бы, неожиданно гаснет в результате вмешательства Апполона, вызвавшего бурю и сильный ливень.

117 Диоген Лаэртий. I, 33, ссылаясь на «Жизнеописания» Гермиппа. Согласно другим мнениям изречение это принадлежало Сократу.

Конструктор сайтов - uCoz